Методическая работа в СК СВУ направлена на повышение профессионализма педагогических работников в области освоения инновационных образовательных технологий, организации процесса обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС и как результат повышение качества образовательного процесса, обеспечение его направленности на достижение воспитанниками современных образовательных результатов. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят его убеждения, установки, коммуникативная культура, направленность на творчество, готовность к инновациям.
Методическая работа в училище имеет комплексный и системный характер, что выражается в количестве и разнообразии проводимых образовательных мероприятий, а так же в широком охвате всех категорий педагогических работников.
К процессу информационно-методического обеспечения профессионального развития педагогических работников училища привлечены специалисты различных структурных подразделений СК СВУ: учебного отдела, отдела воспитательной работы, лаборатории инновационных образовательных технологий, педагоги-психологи. Общую координацию деятельности методической службы СК СВУ осуществляет методический кабинет.
Важнейшими принципами организации методического сопровождения образовательного процесса СК СВУ являются принцип практической целесообразности, принцип сознательности и активности, принцип научности. В связи с этим при планировании и проведении методических мероприятий большое внимание уделяется их форме и тематике. Предпочтение отдается практикоориентированным, интерактивным формам работы, как наиболее эффективным. Занятия проводятся в режиме диалога и профессиональных дискуссий, теоретические вопросы освещаются в плоскости их практического применения, темы формулируются исходя из проблем, выявленных при посещении уроков и занятий.
Большое значение уделяется диагностической работе, направленной на выявление профессиональных затруднений педагогов, а также самоанализу и самооценке уровня профессиональной компетентности в вопросах организации современного образовательного процесса. В этих целях педагогам предлагаются разнообразные анкеты, тесты, опросники по результатам анализа которых делаются выводы о существующих проблемах, возможных профессиональных затруднениях.
Эффективной формой работы признано проведение занятий с малыми группами педагогов и оказание индивидуальной адресной помощи. Группы формируются по следующим признакам: вновь прибывшие педагоги, педагоги, реализующие образовательные стандарты, педагоги, находящиеся в условиях перехода на новые образовательные стандарты, педагоги, работающие в 5-х классах, методические объединения педагогов и т.п.
Важная роль в координации и руководстве методической деятельностью, проводимой в СК СВУ, отводится методическому совету, который является центральным звеном методической службы училища. Основной целью МС является оперативное обсуждение и решение вопросов, касающихся методики организации учебно-воспитательного процесса.
Мощным ресурсом, позволяющим распространять результативный педагогический опыт, демонстрировать удачные методические находки и эффективные приемы работы, выявлять педагогов, обладающих высоким профессиональным потенциалом, являются открытые уроки.
Постоянно совершенствуется и обновляется локальная база училища, разрабатываются положения, регулирующие образовательную деятельность, формы необходимых планирующих и отчетных документов.
Основными целями методической работы СК СВУ являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческого потенциала на основе вариативных форм методической работы и самообразовательной деятельности педагогов;
- обеспечение эффективного внедрения в профессиональную деятельность педагогов СК СВУ современных технологий обучения и воспитания, необходимых для успешной реализации требований ФГОС;
- создание психолого-педагогических условий для организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, выявления их задатков, развития интересов и способностей;
- формирование готовности педагогического коллектива к внешнему и внутриучилищному мониторингу профессиональной компетентности на основе развития самооценки и самоконтроля.
В соответствии с поставленными целями обозначены следующие задачи:
- выявление профессиональных затруднений педагогических работников через посещение уроков и занятий внеурочной деятельности в целях оказания методической помощи по актуальным вопросам организации современного образовательного процесса;
- обеспечение нормативно-правовой компетентности, оптимального вхождения в систему ценностей современного образования через анализ качества документации и организацию практикоориентированных образовательных мероприятий актуальной тематики;
- обеспечение качества проектирования и проведения уроков и внеурочных занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся, используемых методов и форм организации познавательной деятельности путем анализа планирующей документации;
- выявление, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта творчески работающих педагогов СК СВУ, привлечение их к работе на педагогических и методических советах, семинарах, занятиях;
- проведение комплекса образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогических работников СК СВУ;
- создание условий для повышения профессионального уровня педагогических работников СК СВУ через участие в очных и дистанционных курсовых подготовках, семинарах, вебинарах, конференциях и других образовательных мероприятиях различного уровня;
- создание условий для участия педагогов в научно-методических мероприятиях: выступления и публикации на конференциях, семинарах, форумах, вебинарах различного уровня;
- совершенствование системы работы с обучающимися, испытывающими затруднения в обучении;
- совершенствование системы работы с одаренными обучающимися, направленной на обеспечение успешного участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровней;
- мотивация педагогов на активное участие в профессиональных конкурсах разного уровня;
- совершенствование форм и методов внутриучилищного контроля за организацией образовательного процесса в СК СВУ.
В училище определены следующие направления методической работы
1. Обновление содержания образования:
совершенствование образовательного пространства СК СВУ в соответствии с требованиями современного законодательства в области образования, внедрение в практику работы эффективных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности обучающихся, учет индивидуальных особенностей и достижение ими современных образовательных результатов на оптимальном для каждого уровне:
- реализация системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса;
- оптимизация уроков и внеурочных занятий за счёт использования эффективных образовательных технологий, направленных на развитие универсальных компетентностей, умение применять полученные знания на практике (информационно-коммуникативных технологий; технологий проблемного обучения и развития критического мышления; технологии проектной деятельности; технологии сотрудничества; технологии личностно-ориентированного обучения и т.п.);
- повышение качества обучения и воспитания суворовцев путем внедрения технологий личностно-ориентированного обучения, индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, учета индивидуального прогресса и динамики развития обучающихся;
- организация эффективной системы работы с одаренными суворовцами;
- организация эффективной системы работы с суворовцами, имеющими проблемы в обучении;
- формирование и развитие исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов;
- активизация работы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
2. Информационно-методическое обеспечение:
- информирование о новых требованиях законодательства, ознакомление с содержанием нормативных документов и локальных актов училища, ознакомление с новыми направлениями в развитии образования, содержанием авторских программ и УМК;
- проведение методической службой училища образовательных мероприятий актуальной тематики;
- приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с требованиями предметных концепций, современных нормативно-правовых документов в области образования, учебных планов и программ;
- обеспечение педагогических работников методическими материалами по вопросам организации современного образовательного процесса, в т. ч. ссылки на интернет - ресурсы, электронные базы данных и т.д.;
- размещение информации о деятельности методической службы на сайте СК СВУ.
3. Диагностическо-аналитическая деятельность:
- создание базы данных о педагогических работниках, мониторинг их потребностей;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- изучение и оценка профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях реализации требований ФГОС;
- мониторинг уровня преподавания учебных дисциплин педагогами СК СВУ;
- мониторинг эффективности воспитательной работы, проводимой в СК СВУ, сформированности необходимых личностных качеств суворовцев.
4. Методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников:
- внедрение в практику работы педагогов достижений современной педагогической науки через работу с современным законодательством, нормативными документами и локальными актами СК СВУ;
- системная работа по проведению педагогами СК СВУ открытых уроков и внеурочных занятий;
- системная работа по проведению преподавателями СК СВУ предметных недель;
- организация системы взаимопосещения педагогами СК СВУ уроков и внеурочных занятий;
- организация и проведение конкурса «Педагог года» на училищном уровне;
- организация работы по прохождению педагогами СК СВУ курсов повышения квалификации, участию в очных и дистационных курсовых подготовках, семинарах, вебинарах, конференциях и других образовательных мероприятиях различного уровня.
Формы методической работы
- Семинары-практикумы;
- практические занятия;
- мастер-классы;
- деловые игры;
- круглые столы;
- лекции;
- инструктивно-методические занятия;
- деятельность в рамках методических объединений педагогов СК СВУ;
- заседания методического совета СК СВУ;
- тематические педагогические советы;
- конкурсы педагогического мастерства;
- научно-методические конференции;
- творческие отчеты;
- ротные педагогические совещания;
- методические выставки;
- индивидуальное наставничество;
- открытые уроки и открытые мероприятия;
- предметные недели;
- взаимопосещение уроков;
- формирование портфолио педагога.
Профессиональные объединения педагогических работников
- педагогический Совет;
- методический Совет;
- методические объединения отдельных дисциплин МО;
- методические объединения воспитателей и педагогов-организаторов на уровне рот.
Презентация результатов деятельности педагогических работников
- Участие в научно – практических конференциях всех уровней.
- Организация и проведение образовательных методических мероприятий, научно-методических конференций на уровне училища.
- Выставки педагогических достижений.
- Участие в заседаниях методических объединений.
- Разработка методической продукции (сборники, методические рекомендации, пособия).
- Совещания и семинары по обмену опытом.
- Проведение дней открытых дверей.
- Предметные недели.
- Творческие отчеты педагогов.